История Якутии

Огромная территория Якутии вошла в мировые карты совсем недавно, но это никоим образом не умоляет ее многовековую историю, которой уже не одна тысяча лет. Ее значение для мировой истории также велико.

Якутия за 100 лет

В 2021 году Якутия как республика празднует свое 100-летие. К круглой дате на протяжении нескольких лет строится большое количество объектов инфраструктуры, детских садов, школ. За эти годы республика прошла большой путь, сменился десяток руководителей. Мы…

Петр Федорович Вырва — один на старейших золотодобытчиков Алдана. Слесарь, моторист, драгер, начальник драги, начальник участка — таков путь знатного труженика. За высокопроизводительную работу в сезон 1936 года первым из дражников получил нагрудный знак «Стахановец золотоплатиновой промышленности», в 1940 г. был награжден значком «Отличник золотоплатиновой промышленности».

Петр Федорович Вырва — один на старейших золотодобытчиков Алдана. Слесарь, моторист, драгер, начальник драги, начальник участка — таков путь знатного труженика. За высокопроизводительную работу в сезон 1936 года первым из дражников получил нагрудный знак «Стахановец золотоплатиновой промышленности», в 1940 г. был награжден значком «Отличник золотоплатиновой промышленности».

Петр Федорович Вырва родился в 1911 году. Вот что он вспоминает о том, как пришли на Алдан с друзьями и началась его трудовая деятельность: «...Нас было трое. От Красноярска  до Большого Невера еха­ли поездом почти пять суток. Затем шли пешком в боль­шой группе таких же смельчаков, решивших во что бы то ни стало добраться до таежного Алдана. Через 22 дня, в конце марта 1931 года, при­шли в Незаметный. С апреля 1932 года поступил на работу в Ороченское приисковое управление.

Я в то время уже  имел навыки кузнечно-слеарного ремесла, так что дело  нашлось сразу. Меня направили слеса­рем на строительство электри­ческой драги № 4, которая начала работу по речке Большой Куранах. Начал работать слесарем-монтажни­ком. Строительство драги в конце июня закончилось, и меня оставили на экс­плуатации младшим мото­ристом. В августе 1931 года я был принят в комсомол, что еще больше придало сил и настроения. Вскоре уже работал стар­шим мотористом, и в по­ловине сезона 1932 г. был переведен драгером. В се­зон 1933 года драга стала комсомольско - молодеж­ной и меня перевели старшим драгером. Это время я считаю началом своего большого труда.  Это было какое-то радостное время. Боль­шой коллектив строите­лей, шумная работа — все это нравилось. К 1935 году я уже освоил и прошел все ступеньки профессии дражника и работал старшим драгером. А в начале 1936 года  меня перевели в драгу №3. В 1939 году был  назначен начальником драги №3».

В  эти годы драга № 3 из года в год увеличивала производительность труда. Эта выработка была рекордной в то время во всем дражном флоте Советского Союза.

В 1941 году началась Великая  Отечест­венная война. Многие дражники ушли на фронт. Тем, кто работал на ответственных постах золотодобычи давали бронь. Это были трудные годы, но те, кто остался в тылу работали по 12 часов, не снижая достигнутых темпов довоенного времени. Это были труд­ные годы для экипажа драги №3. Драга шла вверх по р. Орто-Сала с очень крупным подъемом долины. Плавучая фабрика не могла работать без подпора воды дамбами. Требовались водоудерживающие дамбы. Техники никакой не было. Дамбы строились вручную. Весь коллектив драги после основной работы выходил на постройку дамб. Дражникам помогали  стара­тельские бригады, и насе­ление. Че­рез всю долину возводились мощные земляные сооружения длиной до 250 метров. В течение сезона приходилось строить до пяти дамб. Особенно трудным был 1944 год.  Это был колоссальный труд. И драга работала нормально, намного пере­выполнялся план золото­добычи.

В эти суровые военные годы коллективу  драги неоднократно присужда­лись всесоюзные премии с вручением переходящего Красного знамени, а за 1943 год нам было вруче­но Красное знамя Госу­дарственного комитета обороны на вечное хране­ние.

После войны в 1945 году был переведен в Открытинское приисковое управление, назначен на должность начальника прииска «Открытый» треста «Якутзолото». Позже прииск  был ликвидирован.

В 1951 году был назначен на должность начальника  участка Верхний Куранах. На этом участке работы Петр Федорович вёл большую работу по внедрению и  освоении метода оттайки вечной мерзлоты и сохранения грунта от промерзания. Система естественной оттайки дражных полигонов путем проведения сплошной вскрыши пустых пород с предохранением от сезонного промерзания за счет затопления вскрытых участков полигон получила название "Алданский способ подготовки драж­ных полигонов". Такой  способ оттайки проводился в  Советском Союзе впервые и  получил большое распространение в других золотопромышленных предприятиях.

Петр Федорович за годы работы на драгах внес и внедрил около сотни рационализаторских предложений, многие из которых были распространены на все дражные и горно-подготовительные работы Алдана и за пределами. Был наставником молодежи, обучал своему делу  многих молодых драгеров, впоследствии ставших лучшими драгерами Алдана.

В  1970 году  уволился с  работы в связи с уходом на заслуженный отдых. Неутомимый труженик, дражник Петр Федорович Вырва оставил неизгладимый след в истории золотой промышленности Алдана.

Дария Васильева, заведующая отделом музейно-образовательной деятельности АИКМ

Подробнее: https://ulus.media/article/22480

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ