Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола является сегодня неотъемлемой частью, достоянием духовной культуры народов Якутии, гордостью и одним из своеобразных брендов профессионального искусства далеко за пределами республики.

Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола является сегодня неотъемлемой частью, достоянием духовной культуры народов Якутии, гордостью и одним из своеобразных брендов профессионального искусства далеко за пределами республики.

Жизнедеятельность коллектива вмещает в себя множество событий – концертных выступлений, самобытных премьерных спектаклей, гастролей, творческих вечеров ведущих солистов, неизменное участие в городских и республиканских торжествах, юбилейных и культурных акциях, побед артистов в различных конкурсах и многочисленных наград.

Неповторимый творческий облик театра складывался на протяжении четырёх десятилетий, начиная с 1980 г. Решение об изменении статуса Государственного ансамбля танца Якутии спустя 12 лет после его создания было принято первым Президентом РС(Я) М.Е. Николаевым после Концерта-презентации коллектива в Москве, в рамках 360-летия вхождения Якутии в состав России в 1992 г. Знаменательное выступление на сцене Концертного зала «Россия» первого в республике профессионального Ансамбля танца стало триумфальной кульминацией большого торжества, «озарив яркими красками и глубокой духовностью столичную сцену, и надолго запомнилось москвичам» (М.Е. Николаев). По возвращении из Москвы М.Е. Николаев встретился с коллективом и поздравил артистов с успешным выступлением. Так, «учитывая большой вклад в развитие хореографического искусства республики, а также в целях создания необходимых условий для дальнейшей творческой деятельности» Указом от 17 ноября 1992 г. № 292 Государственный ансамбль танца Якутии был преобразован в Национальный театр танца Республики Саха (Якутия).

Прошлое и настоящее коллектива неразрывно связаны: художественным руководителем театра остался основатель государственного ансамбля танца Якутии Г.С. Баишев, а директором назначен А.И. Алексеев, прошедший в нём 10-летний артистический путь. Штат театра был расширен до 120 единиц: административно-управленческий персонал, художественно-постановочная часть, артистический состав. В художественно-постановочную часть входили педагоги-репетиторы, художники, специалисты отдела света и звука, мастера пошивочного цеха.

Первая «Концепция развития Национального театра танца РС(Я)» была написана доктором искусствоведения А.Г. Лукиной совместно с кандидатом филологических наук А.Е. Захаровой. Вторая предложена видным музыковедом, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РС(Я) Г.Г. Алексеевой. Третья – профессором кафедры народной художественной культуры АГИКИ А.Г. Лукиной и доцентом Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктором искусствоведения, профессором Академии русского балета им. А.Я. Вагановой И.С. Воробьёвым.

Украшением театральной сцены продолжали оставаться артисты первого состава, яркие, талантливые М. Дмитриева, А. Афанасьев, С. Бессонова, Л. Пестерева, Е. Алексеева, Г. Горохова, Н. Герасимова. Многие не выдерживали напряжённого графика длительных гастролей, скитаний по общежитиям – отсутствие жилья было самой болезненной проблемой в то время. Артисты вынужденно оставляли коллектив, но на смену им систематично приходили выпускники разных учебных заведений: Д. Артемьев, Л. Антипина, А. Соловьёв, Ю. Фёдоров, З. Соловьёва, Д. Федотова, В. Черноградская, О. Скобелева, С. Иванов, П. Сидорова, Ф. Фомин, И. Петухова, Л. Ким, Т.Б андерова и др.

Среди артистов-вокалистов в разные периоды с театром работали Н. Трапезникова, В. Яковлева, Р. Захарова, А. Лукинова, фольклорный жанр представлял обладатель Гран-при международного конкурса «Интерфолк-92» в г. Будапеште (Венгрия) Д. Попов-Хобочоон. Заведующим постановочной частью и пошивочным цехом с истоков театра руководил А.П. Николаев, позднее, с 2009 г. душой и наставником швейной мастерской до последних дней своей жизни оставалась Г.Д. Степанова. Ответственную педагогическую и репетиционную работу, сохраняя преемственность, с тех пор и до сегодняшнего дня ведут Л.С. Антипина и Ю.М. Фёдоров.

По целевому заказу в 1988 г. десять выпускников Якутского музыкального училища направляются на учёбу в специально организованную якутскую оркестровую студию Восточно-Сибирского государственного института культуры и искусства г. Улан-Удэ. Именно они и стали основным костяком сформированного в 1993 г. при Театре танца оркестра национальных инструментов. Первый в истории музыкальной культуры Якутии профессиональный оркестр якутских национальных инструментов возглавил Егор Федотов. Через год главным дирижёром становится Николай Петров. Впоследствии за пульт вставали и дирижировали оркестром Альберт Попов, Анюта Иванова.

Оркестр театра стал экспериментальной мастерской по изготовлению якутских инструментов в с. Бердигестях. В 1995 г. известный мастер и настройщик музыкальных инструментов Московского государственного института культуры, почётный работник культуры г. Москва Владимир Алексеев создал комплект из 20 единиц: тансыр малый, тансыр альт, тансыр бас, кылысах прима, кылысах секунда и кылысах альт. В 2008-2011 гг. он изготовил второй комплект струнно-щипковых инструментов.

За минувшие 28 лет в статусе Театра танца коллектив прошёл славный путь, осуществив 43 музыкально-хореографических спектакля. Из них 22 авторских, созданных современными композиторами.

Премьера первого спектакля с живым звучанием оркестра – «Уруу» (Земное родство) А. Самойлова – Г. Баишева по мотивам старинного якутского обряда сватовства состоялась 2 июня 1994 г. Колоритные бытовые сцены, чередуясь с культово-обрядовыми, скреплены единым драматургическим стержнем посредством музыки, хореографии, вокала, художественного слова и образуют их органичный синтез. Венцом празднества женитьбы выступает танец «Битии», символизирующий благопожелания счастья, прочности хозяйства и многодетности новой семьи. Горячо принятый зрителями, спектакль собрал прекрасные отклики музыковедов и журналистов (//Республика Саха. 1995. 20 декабря).

Сочетая традиции с поисками новых форм танца, своего «собственного голоса» в созвучии с ритмами современного мира один за другим рождался образный мир самых разных по жанру и режиссёрским задумкам спектаклей: «Легенда о племени Айыы» (1995), экшен-рок «Дао» (1995), «Затмение» – моноспектакль по мотивам поэмы А.Е. Кулаковского «Сон шамана» (1996), рок-действие в девяти слоях «Анатомия революции» (1996), «Лолита» В. Шадрина и Н. Петрова – пластическое действо по роману В. Набокова (1997), «Семь портретов якутских женщин» В. Шадрина.

Знаковым событием явилась постановка «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа) В. Ксенофонтова – один из первых опытов воплощения темы шаманизма средствами хореографии. Рождённый в 1997 г., этнобалет почти четверть века украшает афишу, став своего рода визитной карточкой театра. Высокую оценку публики и прессы «Бохсуруйуу» получил в Москве (1998), Санкт-Петербурге и Сургуте (2000), он и балет «Лолита» награждены Республиканской премией в области культуры и искусства «Золотой олень» в номинации «Театральное искусство», отмечены Управлением культурного рынка и авторскими правами РС(Я). За раскрытие сложнейшего духовного мировоззрения и гармоничное исполнение всех компонентов спектакль стал обладателем Диплома I степени театрального этно-арт фестиваля «Большая свеча» СТД Республики Марий Эл.

Признание зрителей получили спектакли  «Атыыр мунха» (Большая рыбалка) Н. Берестова о традиционном народном промысле народа саха – подлёдной рыбалке (1998), «Оһуор Туос» (Берестяночка) В. Зырянова о непримиримой вражде удагана Чыпчахайдаах и шамана Ланха (2000), «Ярхадана» З. Степанова по мотивам юкагирского фольклора о гордых, неприступных красавицах Ярхаданах (2002), «Сэвэки» – монобалет по эвенкийскому фольклору В.Шадрина-Ю.Фёдорова (2003), музыкально-литературная композиция «Реквием» (2004) по произведениям А.Ахматовой, посвящённая 300-летию Санкт-Петербурга.

Фундаментальной работой театра стал выпуск трилогии спектакля-олонхо под общим названием «Бэрт Хара». Тематика крупномасштабного полотна Г. Баишева посвящена трём мирам якутской мифологии. В 2004 г. увидела свет часть первая «Айыы аймаҕа» (Срединный мир) Н.Петрова. За создание музыки к этому спектаклю главный дирижёр оркестра Н.Петров удостоен Гранта Президента РС(Я), а коллектив награждён Благодарностью Президента РС(Я).  Спектакль «Үөдэн түгэҕэ» (Нижний мир) – вторая часть трилогии, написанная первой женщиной-композитором саха П.Ивановой, состоялась в 2006 г.  В 2009 г. создан третий спектакль «Үөһээ дойду дохсуннара» (Воители Верхнего мира), принадлежащий перу В.Ксенофонтова. По приглашению Департамента Москвы часть первая «Срединный мир» был представлен в московском театре «Новая опера» им. Е. Колобова (2009).

По указу Президента РС(Я) В.А. Штырова  от 17 декабря 2005 г. №2444 Национальному театру танца присвоено имя основоположника якутской танцевальной культуры, легендарного певца и сказителя, олонхосута С.А.Зверева-Кыыл Уола. Презентация этого события состоялась в 2007 г. с участием первых участников ансамбля Зверева, были восстановлены и воспроизведены на сцене некоторые его танцевальные и песенные сочинения.

С 2008 г. – и.о. художественного руководителя, а с 2013 г. по настоящее время художественное руководство театральным коллективом осуществляет С.П. Бессонова. Представитель первого артистического поколения, впитавшая школу ленинградских мастеров, она прошла с родным коллективом весь тернистый путь со всеми его подъёмами и спадами, периодами расцвета и безвременья. В устремлении к дальнейшему развитию и обогащению якутского сценического танца продолжает традиции танцевальной культуры, заложенные предшественниками. Вдумчиво составленные концертные программы, многие театральные  проекты раскрывают в ней твёрдую волю организатора, гибкого творческого лидера, мудрого наставника. Успешно выступает она и в роли сценариста, режиссёра, ведущей многих театральных мероприятий.

В задачи руководителя входит не только сохранение и передача лучших образцов накопленного за четыре десятилетия танцевального наследия последующим поколениям, но и обновление, приумножение его новыми спектаклями и концертными номерами. В них уже танцует совершенно новое поколение артистов, задавая более высокую планку исполнительского и актёрского мастерства.       

Итогом творческой экспедиции по сбору фольклорного материала к 110-летию С.А. Зверева в продолжении поисков национальных истоков, самобытного стиля, пластики, лексического расширения явился спектакль-размышление «Оргуһуохтаах кыыс» (Девушка с коромыслом) по мотивам сказки-тойука Кыыл Уола, несколько осовременненой автором либретто и режиссёром-постановщиком С.Потаповым (2010). К сочинению музыки театр привлёк самого молодого члена Союза композиторов Якутии Н. Михеева. Творческую группу хореографов-постановщиков составили С. Бессонова, Аян Мандан-Хорлу (Тыва), Л. Антипина, М. Афанасьева.

В 2011 г. репертуар пополнился спектаклем «Легенда о Северной звезде» по поэме «Араҥас сулус» (Большая медведица) народного поэта Якутии И.Гоголева-Кындыл. Авторы музыки Герман и Клавдия Хатылаевы, режиссёр-постановщик Л.Иванова-Грим, художник-постановщик Л.Гоголева, хореограф-постановщик Е. Максимов поведали древнейшую легенду в сплаве фольклорных традиций с современными театральными тенденциями.

380-летию вхождения Якутии в состав России и Году Российской истории посвящён спектакль «На краю Ойкумены» А.Томского-Г.Баишева (2012) по сценарию известного историка и писателя А.Г. Чикачёва о поморах-первопроходцах, освоивших Арктику, впоследствии получивших название русскоустьинцев. Это один из ярких примеров исторической памяти народа и его способности к самосохранению. Сочными жанровыми сценками, с жизнеутверждающей долей юмора, с вековыми традициями танцевального и песенного фольклора подмечены жизнь и бытование многих персонажей, выступающих на фоне видеоинсталляций с чередующимися  картинами эпохи XVII в.

К ещё более далёкому прошлому якутского народа отсылает зрителя историко-хореографическая драма «Ньырбакаан» В. Ксенофонтова – А. Соловьёва (2013). Отправной точкой в создании литературной основы режиссёра-постановщика А. Фёдорова взята одна из сюжетных линий известного романа В.С. Яковлева-Далаана «Глухой Вилюй». Действие происходит в XVI веке, когда разделённые на племена якуты переживали времена кровавых междоусобиц.

Но всё же, не замыкаясь в узконациональных рамках, шагая в ногу со временем и отвечая духовным запросам молодого поколения, коллектив расширяет диапазон своих интересов в современных направлениях танца. Одной из таких работ является шоу-перфоманс «Чувства» в постановке артистки балета Изабеллы Егоровой. Премьера прошла с грандиозным успехом в Год культуры (2014).  70-летию Великой Победы в Отечественной войне театр посвятил театрализованное представление «Герой Краснояров». Постановочную группу составили С. Бессонова, Ю. Фёдоров, А. Афанасьев. В основу сюжета лёг реальный исторический факт о герое Советского Союза, якутянине Клавдии Красноярове, повторившем подвиг А. Матросова.

Знаменательным для театра стал 2015 год, отмеченный тройным юбилеем: 35-летие творческой деятельности коллектива, 115-летие со дня рождения С.А. Зверева-Кыыл Уола и 10-летие присвоения театру его имени. К этим датам по инициативе директора театра А.И. Алексеева впервые была выпущена книга-альбом «Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева». Над изданием трудились, проделав объёмную работу, авторы-составители С. Бессонова, А. Томская, В. Черноградская. При содействии И.С. Воробьёва богато иллюстрированное издание исполнено на глянцевой бумаге в высококачественной офсетной печати в издательстве «Композитор-Санкт-Петербург».

В рамках юбилея на сцене Театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона состоялась премьера этнобалета «Куллустай Бэргэн» по мотивам олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» на музыку композитора И.Воробьёва. Также театр привлёк и петербургского художника О.Молчанова. Это было первое в истории Национального театра танца обращение к крупным российским мастерам. Автор либретто, хореограф-постановщик Ю.Фёдоров, режиссёр А.Титигиров, дирижёр-постановщик Н.Петров воплотили на сцене многокрасочный мир якутского эпоса – в героических и нежных, мужественных и целомуденных красках.

В юбилейный год «Куллустай Бэргэн» с большим успехом показан на сценах Российского академического молодёжного театра (Москва) и Эрмитажного театра (Санкт-Петербург). За проведение на высоком организационном уровне мероприятий, посвящённых 115-летию С.А.Зверева-Кыыл Уола в Москве и Санкт-Петербурге, театр был удостоен премии Министерства культуры и духовного развития РС(Я) «Признание года» (2016).

В результате коллективного труда музыкантов оркестра Афанасия Томского, Валерия Ноенохова, Егора Федотова и главного дирижёра Николая Петрова рождена музыка о легендарном герое якутского народа Василии Слободчикове-Манчаары. Автор либретто и хореограф-постановщик Г. Баишев в содружестве с Д. Федотовой создали спектакль «Манчаары» (2016) о тернистом пути народного героя-бунтаря, полном лишений и унижений за справедливость и свободу обездоленных.

Важной вехой в биографии театра стал 2017 год, когда по приглашению А.И.Алексеева была собрана представительная команда выдающихся мастеров многонациональной культуры страны. Талантливое творчество маститых художников современности, заслуженных деятелей искусств РФ, народных артистов Татарстана, председателя правления Союза композиторов РФ, композитора Рашида Калимуллина (Москва) и хореографа Георгия Ковтуна (Санкт-Петербург), хормейстера Светланы Смирновой (Одесса), художника Олега Молчанова (Санкт-Петербург) и огонь творческой энергии, предельная самоотдача якутских артистов привели к высокому художественному результату.

Этнобалет «Дети Белого Солнца» задействовал на сцене все творческие силы театра: полноправными участниками действия стали музыканты, а оригинальный сюжет о прародителях тюрков и новизна его пластического воплощения привнесли свежесть и зрелищность действия. Наряду с этническими формами в постановку гармонично вписался небывалый доселе виртуозный танец с обилием удивительных трюков, обнаружив заметно возросший исполнительский уровень всего творческого коллектива. Спектакль «Дети Белого Солнца», став победителем в номинации «Признание зрителей» Х республиканского театрального фестиваля «Желанный берег» (2019), подтвердил его успешность и способность на долговременную жизнь.

Продолжая сотрудничество с И. Воробьёвым и О. Молчановым, в 2018 г. создан ещё один детский спектакль по мотивам якутских сказок «Эрбэхчэй и Сааскылаана» в постановке Ю. Фёдорова. Яркое, красочное действо с приключениями храброй девочки Сааскылааны, спасшей из коварных лап Муус Көтөр (Ледяной птицы) и Полярной ночи своего брата Эрбэхчэя, пришёлся по душе маленьким зрителям. С 3 по 13 января 2019 г. по приглашению организаторов фестиваля «Путешествие в Рождество» театр представил сказку «Эрбэхчэй и Сааскылаана» на многочисленных площадках Москвы и Подмосковья.

Продолжая стимулирование хореографического творчества среди талантливых артистов труппы, афиша театра обогащается всё новыми спектаклями, среди последних работ этнобалет «Киһи» (2019) в постановке заслуженной артистки РС(Я) И. Егоровой. Музыка М. Кобякова, режиссёр А. Фёдоров, художник Е. Шапошникова. Символично, что тема, поднятая в постановке, оказалась близка трём поколениям его создателей, а, значит, будет интересна и всем поколениям зрителей. Спектакль с новаторским подходом к национальной теме в современном звучании – философское размышление о предназначении Человека на земле, о вере и смысле жизни, сохранении обычаев и традиций предков и бережной передаче их последующим поколениям.

2020 год – сложный период, когда мировая пандемия коронавируса заставила переосмыслить происходящее, сделать паузу. Но, несмотря на долгие месяцы самоизоляции, театр в новых условиях вёл работу в режиме онлайн. В устремлённости вперёд нацелены его дальнейшие творческие планы: зрители увидели премьеру спектакля-притчи «Хара саһыл» (Чёрная лиса) Н.Михеева в постановке С.Бессоновой, посвящённую 120-летию со дня рождения выдающегося сына якутского народа Кыыл Уола в формате киноверсии на You Tube канале Национального театра танца. 27 марта 2021 г. в VIII Республиканском театральном фестивале “Желанный берег” спектакль-притча “Хара саһыл” завоевал престижную премию “Лучший спектакль”.

В 2017 г. по Указу Главы РС(Я) Бердигестяхская мастерская по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов им. Марии и Василия Мохначевских присоединена и стала структурным подразделением театра. Мастера изготавливают и реставрируют полный комплект якутских национальных инструментов (струнно-смычковые: кырымпы, тансыры, ударно-шумовые: табыки, дюнюры, кюпсюры и др.), а также реквизиты для танцоров.

Одно из важных направлений работы театра в последние годы – аутентичное исполнительство фольклора. По инициативе С. Бессоновой в Театре танца создана этногруппа «Айар Кут», в состав которой входят Дмитрий Артемьев и лауреаты всероссийских и международных конкурсов, солистка-вокалистка Василена Шарина и импровизатор-хомусисит Георгий Слепцов-Чаҕылхан. Этому направлению посвящена творческая деятельность уже широко заявившего о себе как в республике, так и за её пределами ансамбля якутских самобытных инструментов «КЫЛ САХА» под руководством А. Томской. Успешно второй год при оркестре работает ещё и второй ансамбль «JOL», пропагандирующий современную музыку, управляемый Дмитрием Винокуровым. В его репертуаре саундтреки из популярных фильмов, музыка к известным видеоиграм, интерпретации якутской музыки, произведения современных авторов.

Национальный театр танца – организатор и активный участник крупных культурных мероприятий. Особой стороной этой деятельности является генерирование проектов в сфере музыкальной науки. К 25-летию создания первого профессионального танцевального коллектива (Государственного ансамбля танца Якутии) проведена первая научно-практическая конференция «Танцевальная культура народов Якутии: традиции и современность» (2005). В 2009 г. театр принял участие в Международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики».

В 2018 г. совместно с АГИКИ театр организовал и провёл научно-практическую конференцию «Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в условиях современного театра», посвящённую 25-летию присвоения Государственному ансамблю танца Якутии статуса Национального театра танца РС(Я) и 25-летию создания при театре оркестра национальных инструментов. По результатам конференции выпущены книги и брошюры: «Кырыымпа: история и перспективы развития», «Концепция развития Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола на 2018-2028 гг.», «Концепция возрождения, сохранения, развития якутского струнного смычкового инструмента кыл на 2018-2030 годы».

Гастрольные маршруты театра пролегают от просторов республики, российских городов до зарубежных стран. Они сопровождаются неизменным успехом у публики и высокой оценкой.        

Театр гордится многими именами мастеров сцены, творцами в самом высоком смысле слова, работавшими в коллективе в разные периоды его творческой жизни. Среди них заслуженные артисты России, народные артисты Якутии, заслуженные артисты РС(Я), заслуженные работники культуры РС(Я), отличники культуры РС(Я). Сегодня на смену им пришли новые творческие силы, радуют своим творчеством талантливые артисты: дипломант VII международного конкурса сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы» (2013), дипломант международного конкурса Валентина Аммосова, дипломант международного конкурса «Русский балет» (Москва, 2012) Виолетта Ноговицына, Василий Эверстов, Саскылана Аржакова, лауреаты международного конкурса Саина Винокурова и  Семён Кузьмин, Николай Павлов, Семен Дьяконов.

В знак признания выдающихся заслуг в театральном искусстве, коллектив отмечен многими наградами: лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Горький, 1993), победитель Республиканского конкурса «Кинолетопись Якутии» в номинации «За киноматериалы, отражающие успех якутского искусства за рубежом» (1999), обладатель серебряной медали Международного фольклорного фестиваля-конкурса в г. Дижон, (Франция, 1999), Почётный член Дома-музея В. Набокова за спектакль «Лолита» (Санкт-Петербург, 2003), обладатель серебряной медали Всемирного конкурса-фестиваля среди профессиональных танцевальных коллективов мира г. Чеонан (Южная Корея, 2012), обладатель бронзовой награды  III Китайского международного шоу монгольского (этнического) танца, Хух-Хото, Внутренняя Монголия, Китай (2019).

В ноябре 2019 г. Национальный театр танца переехал в здание бывшего культурно-досугового клуба «Европа» по пр. Ленина 47, расположившись теперь по соседству с Театром эстрады. Благодаря недюжинным усилиям и деятельной энергии директора А.И. Алексеева проведён капитальный ремонт и реконструкция отведённого помещения. Значительно улучшены условия всего театрального коллектива: в его полном распоряжении большой репетиционный зал, оборудованные помещения для музыкантов, просторный пошивочный цех, отдельные кабинеты для административного и художественного состава.        

Особую гордость вызывает костюмерная, где за 40 лет собран уникальный костюмный фонд, созданный талантом и трудом художников, закройщиц, швей. Сотни костюмов находятся в ведении Ирины Петуховой и Нины Птицыной, прошедших многолетний артистический путь. Уже долгие годы художественно-постановочной частью руководит Л. Аркадьева, литературной частью заведует В. Черноградская, инспектором балетной труппы является Н. Иевлева, репетитором Д. Федотова – все они также вышли из недр родного коллектива.

Именно в эстафете поколений, преемственности и сохранении прекрасных традиций, такой верности и беззаветном служении искусству – сила и жизнестойкость театра, один из залогов его прошлых, настоящих и будущих свершений. Главным же скрепляющим звеном выступает директор А.И.Алексеев, с богатым опытом административной работы, проявляющий чудеса организаторского и дипломатического дара. Именно ему, в непростое для театра время, принадлежит решающая роль в сохранении автономии учреждения. Коллектив под его руководством достиг поры зрелости, но продолжает радовать своим молодым искусством.

Наконец, театр получил возможность планомерной, ритмичной и стабильной работы всех творческих цехов. Но возникает и животрепещущий вопрос дальнейшей судьбы – как существовать театру без сцены? Где показывать спектакли? Как не утерять накопленное за 40 лет уникальное наследие, созданное самоотверженным трудом многих и многих творцов? На современном этапе это одна из самых существенных и болезненных проблем, без решения которой театр не сможет продуктивно двигаться дальше, поднимаясь по ступенькам всё выше и выше.

Тем не менее, коллектив с надеждой и оптимизмом смотрит в будущее и верит, что рано или поздно мечты первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева сбудутся. «Мечтать не зазорно. Конечно, театру необходимо обрести свой дом, свой храм танца, где были бы созданы уникальные условия для развития всех направлений танцевального искусства, где происходило бы сочетание традиций и современных тенденций искусства. Дом этот должен быть сверхсовременным и при этом сочетать в себе элементы древних традиций и культуры, подчёркивая тем самым нерушимую связь времён».

Верится – удивительный, ни на кого не похожий коллектив, с огромным репертуарным, танцевальным и музыкальным, багажом, соединивший воедино в своём творчестве национальное и интернациональное, останется символом вечно живого искусства народного танца и послом Якутии во всём мире.

В. Черноградская, В. Захарова

ПОДЕЛИТЬСЯ

Читайте также